Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования. Происходящие процессы выдвинули ряд значимых качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного и демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы. Последние годы у молодежи произошла переориентация с общественно-значимых на личностно-значимые ценностные ориентиры (смотри приложение 2). Это вызывает необходимость формирования у учащихся ответственности за судьбу Отечества и готовности к ее защите. Для этого необходимо выработать стойкую мотивацию осознанной, целенаправленной подготовки ученика к службе в армии.
Актуальность опыта вытекает из анализа противоречий сложившихся в современной школе.
1. Противоречие между задачей школы подготовить юношей к службе в вооруженных силах и пропагандой в СМИ и на телевидении негативных сторон военной службы.
2. Противоречие между целью раздела ОВС по подготовке юношей к службе в ВС и нежеланием призывников служить в вооруженных силах.
3. противоречие между традиционной формой оценки знаний и необходимостью осознания учащимися необходимых навыков безопасного поведения в чрезвычайных условиях военной службы.
Главное, что отличает современную школу от прежней,- отсутствие рамок, жесткой регламентации во всем. Появилась свобода для учителя – в выборе методов, подходов, даже программ и учебников. И для учеников. Сегодняшние дети далеко не так восприимчивы к прописным истинам. Для довольно большой части подростков сегодня характерна увлеченность жизнью только своей микрогруппы, размытость нравственных ориентиров, агрессивность, завышенная самооценка, преобладание деловых ценностей над моральными (смотри приложение 3). Дефекты общественного и нравственного сознания усугубляются пропагандой средствами массовой информации, отношением в обществе к процессам, происходящим в вооруженных силах. В данной ситуации задачи по преодолению противоречий, на мой взгляд, следующие:
1.Формирование реального представления о военной службе, процессах происходящих в ней.
2. Введение в содержание учебных занятий представления о военной службе как о чрезвычайной ситуации, требующей мобилизации физических и психических сил. Привитие понимания необходимости осознанной подготовки к службе в вооруженных силах.
3. Введение активных форм контроля и взаимоконтроля за знаниями и умениями учащихся на разных этапах процесса обучения.
В процессе решения этих задач решаются следующие педагогические задачи:
1. Повышение мотивации обучения.
2. Формирование прочных знаний, умений, навыков.
3. Формирование осознанного подхода к самообразованию, подготовки физической и психологической.
4. Воспитание социальных и гражданских качеств личности (патриотизм, гражданская позиция, человечности).
Решение задач данного опыта в процессе занятий позволяет реализовать цель обучения в разделе ОВС – подготовку юношей к службе в ВС, формирование осознанного восприятия необходимости защиты Родины, воспитание чувства патриотизма.
Перспективность опыта заключается:
- в повышении интереса к разделу ОВС, формировании осознанного стремления к получению знаний и навыков.(80-85%)
- овладение учащимися системой знаний необходимых для службы в вооруженных силах. Повышение количества учащихся выбравших на итоговую аттестацию в 11 классе предмет ОБЖ и показавших хорошие знания по предмету.(60-65%)
- умение применять полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях.