Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования. Происходящие процессы выдвинули ряд значимых качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного и демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы. Последние годы у молодежи произошла переориентация с общественно-значимых на личностно-значимые ценностные ориентиры (смотри приложение 2). Это вызывает необходимость формирования у учащихся ответственности за судьбу Отечества и готовности к ее защите. Для этого необходимо выработать стойкую мотивацию осознанной, целенаправленной подготовки ученика к службе в армии.

 

Актуальность опыта вытекает из анализа противоречий сложившихся в современной школе.

1. Противоречие между задачей школы подготовить юношей к службе в вооруженных силах и пропагандой в СМИ и на телевидении негативных сторон военной службы.

2. Противоречие между целью раздела ОВС по подготовке юношей к службе в ВС и нежеланием призывников служить в вооруженных силах.

3. противоречие между традиционной формой оценки знаний и необходимостью осознания учащимися необходимых навыков безопасного поведения в чрезвычайных условиях военной службы.

 

Главное, что отличает современную школу от прежней,- отсутствие рамок, жесткой регламентации во всем. Появилась свобода для учителя – в выборе методов, подходов, даже программ и учебников. И для учеников. Сегодняшние дети далеко не так восприимчивы к прописным истинам. Для довольно большой части подростков сегодня характерна увлеченность жизнью только своей микрогруппы, размытость нравственных ориентиров, агрессивность, завышенная самооценка, преобладание деловых ценностей над моральными (смотри приложение 3). Дефекты общественного и нравственного сознания усугубляются пропагандой средствами массовой информации, отношением в обществе к процессам, происходящим в вооруженных силах. В данной ситуации задачи по преодолению противоречий, на мой взгляд, следующие:

1.Формирование реального представления о военной службе, процессах происходящих в ней.

2. Введение в содержание учебных занятий представления о военной службе как о чрезвычайной ситуации, требующей мобилизации физических и психических сил. Привитие понимания необходимости осознанной подготовки к службе в вооруженных силах.

3. Введение активных форм контроля и взаимоконтроля за знаниями и умениями учащихся на разных этапах процесса обучения.

 

В процессе решения этих задач решаются следующие педагогические задачи:

1. Повышение мотивации обучения.

2. Формирование прочных знаний, умений, навыков.

3. Формирование осознанного подхода к самообразованию, подготовки физической и психологической.

4. Воспитание социальных и гражданских качеств личности (патриотизм, гражданская позиция, человечности).

 

Решение задач данного опыта в процессе занятий позволяет реализовать цель обучения в разделе ОВС – подготовку юношей к службе в ВС, формирование осознанного восприятия необходимости защиты Родины, воспитание чувства патриотизма.

 

Перспективность опыта заключается:

- в повышении интереса к разделу ОВС, формировании осознанного стремления к получению знаний и навыков.(80-85%)

- овладение учащимися системой знаний необходимых для службы в вооруженных силах. Повышение количества учащихся выбравших на итоговую аттестацию в 11 классе предмет ОБЖ и показавших хорошие знания по предмету.(60-65%)

- умение применять полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях.