Цель технологии уровнего обучения: обеспечить усвоение учебного материала учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Ориентацию уровневой дифференциации можно выстроить по следующим этапам:

 

1. Предварительный этап. Общая установка учителя.

Суть такой установки, которой должен проникнуться учитель, работающий по этой технологии, заключается в том, что все его ученики способны полностью усвоить материал, а его задача - правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность.

 

2. Диагностический этап.

2.1. Составление диагностических тестов. Диагностические тесты составляются по каждой единице. Основные цели таких тестов:

- выявление пробелов в знаниях учащихся по изученной теме, выявление типичных ошибок;

- установление уровня усвоения учащимися изученного материала;

- определение учебных возможностей обучаемого и путей его продвижения в рамках учебной единицы.

2.2. Проведение диагностики обученности школьников. Учет результатов достижений учащихся заносится в таблицу (Приложение 1) . Она служит для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности и исправить их, а учитель - определить уровень обученности ученика.

2.3. Анкетирование учащихся (Приложение 2). Эта форма необходима для выявления сформированности черт индивидуальности школьника: а) мотивы учения; б) волевые черты характера; в) познавательные способности; г) нравственные черты характера.

 

3. Этап распределения учащихся по группам.

3.1. Организация распределения учащихся по группам происходит по результатам диагностических тестов, самостоятельных работ обучающего характера с последующей проверкой, контрольных работ.

3.2. Разработка четких требований к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. Приведем пример требований к уровню образовательной подготовки к уровням II и III. (продвинутого и углубленного).
(Приложение 3, 4, 5)

 

4. Этап реализации уровнего обучения.

Организация работы учащихся в группах. После выполнения диагностического тестирования ученики разбиваются на три группы по усвоению материала, т.е. здесь как раз следует говорить об уровневой дифференциации учебного процесса, т.е. индивидуальные процессы учитываются в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Покажем, как можно организовать работу с I группой (I уровень усвоения знаний).

Она может быть проведена по следующему плану:

1) объяснение;

2) опрос;

3) работа по образцу;

4) повторная диагностическая работа.

На первом шаге учитель помогает устранить пробелы в знаниях путем повторного объяснения.

На втором шаге проводится опрос учеников по теоретическим вопросам, которые были не усвоены им при первом объяснении.

На третьем шаге ученик сам прорабатывает задания, где даны алгоритмы или рекомендации по их выполнению, образцы решения базовых заданий (ученик получает возможность убедиться, усвоен ли теоретический материал, научился ли он решать задачи).

На четвертом шаге ученик выполняет повторный диагностический тест или самостоятельную работу.

 

5.Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровнего обучения.

5.1. На этом этапе обучения определяли такую последовательность контроля и оценивания: в начале самооценка ученика процесса деятельности, затем внешний контроль со стороны учителя и снова самооценка учеником результатов своего труда. Такой подход к оцениванию результатов еще более усиливает эффективность уровнего обучения, так как ученик имеет право выбора не только уровня усвоения, но и уровня отчетности о достигнутых результатах.

 

6.Уровневой дифференциацией учитываются интеллектуальные способности, специальные способности, интересы, будущая профессия подростков, учащиеся готовят доклады, рефераты, проводят исследования, посещают кружки, факультативы, элективные курсы. (Приложение 6).