.................
Домашнее образование: несколько языков, владение фортепиано, флейтой, виолончелью. Два увлечения - две профессии: химия и музыка.
В 1856 г. окончил Петербургскую Медико-Хирургическую академию, в 1858 - степень доктора медицины. Специализировался по химии. Занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. Был профессором Медико-хирургической академии, академиком, известным в Европе ученым экспериментатором, автором более 40 научных трудов. Всегда много занимался музыкой. Будучи студентом посещал любительские кружки, играл в ансамблях. Писал романсы , фортепианные пьесы , камерные ансамбли. Уже в ранних произведениях проявилась связь с творчеством М.И. Глинки, мелодические интонации народных песен и романсов, проступали черты национально-эпического "богатырского" стиля Бородина. Осенью 1862 г. Бородин познакомился с М.А. Балакиревым, стал членом "Могучей кучки". В это время окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя Глинки, горячего приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора. Последователь эстетики А.С Пушкина и М.И. Глинки, Бородин воспринимал жизнь объективно и оптимистически, как источник силы и радости, с верой в могущество человека, в торжество разума и красоты. Чтобы понять настоящее и предвидеть будущее, Бородин обращался к прошлому - к народному героическому эпосу, к русской истории. С эпосом у Бородина гармонически сочетается лирика - наполненная теплом, трепещущая и страстная. С миром русских образов в творчестве Бородина соседствует яркий и полнокровный мир Востока. Для стиля Бородина характерна эпичность. Его музыка подобна неторопливой летописи, где чередой предстают события и люди. Основной принцип музыкальной драматургии Бородина - сопоставление контрастных образов. Мелодии льются спокойно и плавно, родственны русским крестьянским песням. Гармония отличается насыщенностью, красочностью, необычным строением аккордов, предвосхищая К. Дебюсси и И.Ф. Стравинского. Бородин нигде не цитирует народные мелодии, он создает собственные музыкальные образы, используя самые характерные особенности фольклора. Наиболее значительное произведение Бородина - опера "Князь Игорь", написанная в период с 1876 по 1879 года в селе Давыдово (завершена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор соединил в ней драматические черты с эпическими, выдвинув на первый план защиту Руси от завоевателей. Бородин - один из создателей русской классической симфонии. Его 2-я симфония получила название "Богатырская" (1876) и стала вершиной русского эпического симфонизма. Известностью пользуются 2 квартета Бородина, его фортепианные миниатюры и романсы. Еще при жизни Бородина его произведения были известны и пользовались признанием в России и за рубежом. После смерти (1887 г.) его творческое наследие оказало плодотворное воздействие на русских и зарубежных композиторов.
.......... /////
|